День пятнадцатый

Да светит свет ваш
Матфея 5:13–16

Зимой 1989 года Румыния всё еще была под властью коммунистов. Ночью фонарные столбы стояли, как мертвые стволы деревьев вдоль шоссе и тротуаров. В помещении темноты и холода можно было избежать лишь частично. По жестким нормам, установленным диктатором Николае Чаушеску, допускалось только тусклое освещение, а кирпичные дома не отапливались. С едой тоже были проблемы. Коммунистические чиновники продавали лучшие продукты и мясо в другие страны, чтобы оплатить свой роскошный образ жизни, а своему народу жидкий суп, подгнившие овощи и хлеб с добавлением опилок выдавали только по талонам.

Но в темноте уже зарождался свет. Ласло Тёкеш был пастором в городе Тимишоара на западе страны. Каждое воскресенье много людей собиралось послушать его проповеди о Божьей любви. Когда он начал высказываться против коммунистического режима, правительство пробовало угрожать ему, разместив вооруженных солдат вокруг церкви в попытке распугать прихожан. Нанятые правительством бандиты ворвались к нему в дом и напали на него и его жену.

Преследование не заставило пастора Тёкеша замолчать, и коммунистические чиновники решили принять более серьёзные меры. Он был слишком популярен, чтобы поступить с ним так, как обычно расправлялись с непокорными — просто казнить его. Поэтому незадолго до Рождества правительство решило выслать Тёкеша в крошечную деревушку Минеу, где он имел бы намного меньше влияния.

Пастор Тёкеш и его жена жили в квартире над церковью. Наряд полиции, прибывший, чтобы вывезти его, был остановлен толпой людей, окруживших церковь. Христиане разных деноминаций и групп объединились в знак протеста. Они пели песни, держались за руки и препятствовали попыткам полицейских прорваться к церкви. Новости разлетелись очень быстро, и еще больше людей собралось во внутреннем дворе церкви. Когда стемнело, студент Даниэль Гавра вытащил из кармана пальто упаковку свечей и начал зажигать их, раздавая людям, стоявшим поблизости. Другие протестующие принесли еще свечей. Выглянув из окна, пастор Тёкеш увидел, что тьму декабрьской ночи рассеял свет тысячи свечей.

Через несколько дней снова был прислан наряд полиции, превышающий первый по численности, и ему удалось силой пробиться через толпу. Но протестующие знали, что это был их шанс на реальные изменения. Они собрались на городской площади, чтобы начать в полном масштабе демонстрацию против диктатора. И снова с приходом ночи зажглись свечи.

Чаушеску начал паниковать. На следующий день он дал распоряжение войскам открыть огонь по демонстрантам. Сотни были ранены, многие убиты. Даниэль Гавра, студент, который зажег первую свечу, потерял ногу. Но румыны не отступали.

Через несколько дней они свергли безжалостного диктатора Чаушеску. И впервые за 40 лет люди праздновали Рождество свободными.

Опубликовать:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *